Дорога к счастью? Зачем правительство наращивает утильсбор на автомобили

Дорога к счастью? Зачем правительство наращивает утильсбор на автомобили

Дорога к счастью? Зачем правительство наращивает утильсбор на автомобили

ВЛВиктор ЛевинОбозревательМинпромторг еще раз пояснил, зачем власти повышают утильсбор на автомобили. К 2035 году 80% от общего объема продаж новых машин в России будут составлять модели, произведенные отечественными производителями, заявил замминистра Альберт Каримов. Обозреватель «НИ» нашел и «тайную цель» этого плана.

Виктор Левин

Главная цель любого правительства

В поисках истинных смыслов и целей правительства в его стратегических планах мы исходим из того, что других мотивов, кроме счастья народа, у властей быть не может и не должно. Другое дело, что народ своего счастья может и не понимать, не желая приносить жертвы в настоящем ради благополучия в будущем.

Эта коллизия легко иллюстрируется ситуацией с утильсбором. По мнению Минпромторга, потерпеть нам осталось всего лишь десять лет. За это время гранды мирового автопрома вернутся в РФ со своими заводами и технологиями — и мы (или наши дети) вновь получим какую-нибудь новейшую «Тойоту Камри» с табличкой под капотом — «Сделано в России».

Что, не верите?

Не будем спешить с выводами и посмотрим на нашу недавнюю историю, еще точнее — на прайс-лист модельного ряда «Тойоты Камри» в апреле 2018 года, когда главная японская автокорпорация еще собирала свои колесницы на заводе в Ленинградской области.

Дорога к счастью? Зачем правительство наращивает утильсбор на автомобили

Дорога к счастью? Зачем правительство наращивает утильсбор на автомобили

Цены на российскую «Камри» стартовали с 1 млн 399 тыс. рублей. При курсе в 62 рубля за доллар стоимость машины составляла 22 560 долларов. А в переводе на нынешний курс американской валюты (80,6 рубля) — 1 млн 818 тыс. рублей. Это за бюджетную версию с АКПП на шесть скоростей и мотором 150 л. с.

Теперь представим, что если бы и кредитная ставка сегодня на покупку новой «Камри» была как в 2018 году (то есть не больше 10% годовых), то и счастье народное было бы не за горами.

Не нравятся японцы? Так не проблема была купить немца. В 2018-м «Фольксваген Пассат» с бензиновым двигателем в самой дешевой комплектации Conceptline был доступен за 1 млн 479 тыс. рублей.

«Любителей модели Passat обрадовать нечем: седан и универсал подорожали на 40 000 рублей. Это касается всех комплектаций», — сокрушалась «Российская газета» в октябре 2018 года.

Знала бы правительственная газета, какие цены на автомобили будут через семь лет! Вот, к примеру, самые последние данные по новым ценам на «Тойоту Камри» китайской сборки после повышения утильсбора. Параллельные импортеры готовы привезти новую машину после 1 декабря за 7 млн рублей. В пересчете на доллары 7 млн по современному курсу — это 86 848 долларов!

Дорога к счастью? Зачем правительство наращивает утильсбор на автомобили

86 848 долларов — это почти в четыре раза больше, чем цена бюджетной «Камри» в 2018 году.

В четыре раза, Карл! И не в рублях, а в долларах…

И это не предел для той же «Камри» с двухлитровым мотором. Судя по графику повышения утильсбора, в 2030 году этот налог на машину вырастет как больше.

Но не будем отчаиваться. Ведь идея властей — заманить автопроизводителей запредельными сборами на границе — однажды в нашей истории уже сработала. Как дела на этот раз?

Дорога к счастью? Зачем правительство наращивает утильсбор на автомобили

С момента, когда Минпромторг опубликовал график повышения утильсбора до 2030-го, прошло больше года. И мы задаемся вопросом: сколько и какие автопроизводители откликнулись на предложение открыть заводы в РФ? Сколько среди них немцев, японцев, американцев, французов, чехов, англичан с итальянцами?

Нисколько. Ни одного. Ноль…

Более того, попытки СМИ разузнать о планах автоконцернов в отношении России всякий раз получают один и тот же ответ: их политические позиции, из-за которых они и убежали из нашей страны, никак не изменились. Да, кое-кто еще поставляет оригинальные запчасти и расходники на свои модели, бывшие дилеры даже получают доступ к обновлению автомобильного софта, но делается это с большим скрипом и под угрозой скандалов о нарушении санкций.

Однако Минпромторг полон оптимизма, заявляя, что из 1,06 млн легковых автомобилей, реализованных за первые десять месяцев, 555 тыс. (52,3%) были собраны на российских автозаводах. Это без белорусского «Белджи», на долю которого приходится еще почти 5% рынка. При этом нынешний отечественный автопром многолик: «Москвич» — JAC, Solaris, Sollers, Xcite, Haval, Chery, Tenet, Jetour, Kaiyi, BAIC, SWM, Exeed, Voyah, Evolute, Jaecoo, «АмберАвто» — и много других брендов «по мелочи» заняли 13 пустующих заводов, оставшихся от «старших» мировых брендов.

Таким образом, очевидна констатация факта: на данный момент и в ближайшей перспективе грабительский утильсбор принудил к локализации только китайских автопроизводителей. Отсюда недалеко и до очень неудобного вывода: к 2035 году «возрожденный» российский автопром будет в лучшем случае клоном китайского автопрома, готового делиться с северным соседом лишь своими устаревшими моделями и технологиями.

Но мы идем дальше и задаемся еще одним вопросом:

Что получает российский покупатель от локализованных в РФ китайцев?

Исходя из обычной экономической логики, собранные у нас машины просто обязаны быть дешевле импортных. Такими, кстати, были иномарки российской сборки до 2022 года.

Смотрим сегодня на автомобили из Калуги под брендом «Тенет7» и Chery Tiggo 7L. Эти среднеразмерные кроссоверы отличаются друг друга лишь некоторыми оформительскими элементами кузова, являясь, по сути, одной и той же китайской машиной. Цена у них тоже совершенно одинакова (см. скан ниже), несмотря на то что в Калуге не просто бамперы и колеса на готовый кузов вешают, а собирают по полному циклу:

Дорога к счастью? Зачем правительство наращивает утильсбор на автомобили

Стартовая цена 2,63 млн рублей — это 32 630 долларов.

Теперь ищем стоимость японского аналога «Чери» — сверхпопулярной в народе «Тойоты РАВ 4» российской сборке в 2018-м. В рублях она составляла 1,52 млн, или 24,5 тыс. долларов по курсу на тот год.

Каким же образом китайский копипаст, еще и собранный в РФ, оказался на 8 тыс. долларов дороже именитого японца?

Дорога к счастью? Зачем правительство наращивает утильсбор на автомобили

Понятно, что общий уровень цен на рынке завышен благодаря утильсбору. И поэтому новые производители не могут уходить в демпинг. Хотя почему нет? Сами китайцы поражаются цене своих же автомобилей в России. И если их собирают уже у нас в стране, то само собой, что свой покупатель обязан иметь определенное преимущество перед иномарками. Китайцы такой бонус имеют, и он несравнимо выше тех, на что могут рассчитывать россияне.

Дорога к счастью? Зачем правительство наращивает утильсбор на автомобили

Впрочем, мы бы не стали иронизировать о перевозке капусты на «Чери Тигго 7», если бы его цена в РФ была 750 тыс. рублей. Автор этой статьи первым бы купил этот бесспорно хороший автомобиль за смешные деньги.

Но пока такой вероятности не просматривается даже и в благословенном 2035 году. И потому в голову автору закрадывается другая версия по поводу существования утильсбора.

Вспомнилось, когда советские люди были счастливы при покупке той или иной вещи и особенно автомобиля. Когда был тотальный дефицит всего и вся и в первую очередь машин. Покупка «Жигулей» после многолетнего ожидания в профсоюзной очереди становилась праздником на годы вперед! Никто из коллег и соседей мечтать не мог о новенькой «копейке» или того паче — экспортной «тройке», а ты раскатываешь, аки космонавт или заслуженный мастер спорта, на символе успеха и предмете массовой зависти!

В Минпромторге, конечно, знают об этой особенности социальной психологии. Это в «несчастливом» 2018 году разбалованные россияне могли думать, что скучная «Тойота Камри» — это машина для чиновников средней руки, которая никаких особых эмоций не вызывала. А вот 2035-м любая «Тойота», как и все прочие не вернувшиеся в Россию «Мерседесы», «Ауди» и «Шевроле» с «Опелями», станут предметами завистливой роскоши, социальной меткой недоступного большинству богатства, а не средствами передвижения.

КСТАТИ

Главное фото к статье сделано 18 апреля 2016 года. На снимке — погрузка готовых автомобилей Mazda 6 в вагоны для отправки в регионы России на железнодорожной эстакаде завода «Mazda Соллерс Мануфэкчуринг Рус». По итогам 2015 года на заводе выпущено 24 185 автомобилей Mazda.

В начале ноября 2025-го японский концерн Mazda не воспользовался своим правом вернуться на завод во Владивостоке и окончательно утратил эту возможность. В ноябре 2022 года японцы продали свою долю в совместном предприятии группе «Соллерс». Однако тогда все говорили: «Это не навсегда!» Сделку заключили с важным условием — опционом на обратный выкуп в течение трех лет.

И вот эти три года прошли. И что же? Тишина… Ждем китайских товарищей на японский завод.