

ВЛВиктор ЛевинОбозревательВ России стартуют продажи первого подключаемого гибрида Geely, который поставляют на наш рынок официально, — модели EX5 EM-i. Перспективы новинки оценил обозреватель «Новых Известий».
Виктор Левин
Гибридные автомобили: для кого они в новинку?
Опросы показывают, что большинство россиян и в 2025 году понятия не имеют, что такое гибридный автомобиль, зачем он нужен и чем одни гибриды отличается от других гибридов и «электричек».
Ситуация комичная и напоминает положение дикарей с островов Новой Гвинеи, которые впервые видят самолет или пароход, случайно приставший к берегу вместе с белыми людьми в странных одеждах. Ведь первый гибрид легкового автомобиля был представлен на Токийском автосалоне ровно 30 лет назад — в 1995 году!


Это была Toyota Prius, которая с тех пор пережила уже четыре поколения, а с 2022 года вступила в фазу пятой генерации. Увы, корпорация Toyota не считала нужным продвигать свой гибридный первенец в России, поэтому он и остался за пределами покупательского спроса и общественного внимания.
Во всех модификациях «примуса» неизменна технология привода Hybrid Synergy Drive. В нем два электромотора выполняют разные задачи: один работает генератором и стартером, а другой отвечает за движение автомобиля. Но есть и бензиновый мотор объемом 1,8 литра и мощностью 98 л. с.
При трогании и движении на малой скорости машина едет на электротяге, разряжая батарею. С ростом скорости в работу вступает двигатель внутреннего сгорания, который одновременно крутит ведущие колеса и генератор, заряжая батарею. При резком нажатии на педаль газа в работу вступают оба двигателя, бензиновый и электрический, обеспечивая интенсивный разгон. А при торможении совместно с обычной тормозной системой задействуется электромотор, работающий в режиме генератора: он создает дополнительный тормозной момент на колесах и подзаряжает батарею.
В итоге паспортный расход бензина на Toyota Prius составляет от трех до 4,5 литра на 100 км.
Такая экономия в первую очередь порадовала таксистов всего мира. В Грузии, например, две трети такси — это привезенные из США Prius. Они, к слову, нравятся и пассажирам. Машины эти просторны внутри, едут тихо и сглатывают любые неровности дороги. Плавность хода за счет тяжести батарей в городских режимах езды просто великолепна. Однако на трассе и скоростях выше 110 км/час Prius кажутся тихоходами. Разгон с нуля до сотни также весьма не быстр — около 11 секунд.

Почему так подробно остановились на Prius? Да потому что первый подключаемый гибрид Geely с непроизносимым названием EX5 EM-i по своим тактико-техническим данным копирует известного японца.
Toyota Prius Plug-In Hybrid 2025 года имеет запас хода на электричестве до 110 км, а общий запас хода — 965 км. На чистом электричестве китаец EX5 EM-i проезжает 111 км, а общий же запас хода достигает 943 км. При этом мощность ДВС одинакова — 98 л. с., а суммарная мощность 218 л. с.
Но однозначный плюс китайца в том, что он кроссовер.
Правда, привод у EX5 EM-i только передний. Выступать в роли внедорожника вне дорог машина, конечно, не может. А как она там рулится, вообще мало кого интересует. Во всех обзорах эксперты добросовестно перечисляют не ездовые качества, а число опций. Что вполне типично для всех китайских автомобилей и их нетребовательных покупателей.
Комплектаций всего две. У версии Pro 18-дюймовые диски, а у Max — на дюйм больше и есть панорамная крыша с люком. В первом варианте отделка салона темно-синяя, а потолок серый, во втором сиденья коричневые, а потолок черный.
В обе версии входят 15,4-дюймовый сенсорный дисплей мультимедийного комплекса с возможностью интеграции смартфона, но только на iOS, 10,2-дюймовая цифровая приборная панель, адаптивный круиз-контроль, задние датчики парковки, аудиосистема с шестью или 16 динамиками, датчики дождя и света.
Предусмотрен «зимний» пакет подогревов, однако задние сиденья подогреваются только в топовой комплектации Max. Она же дополнена функцией памяти у кресел, камерами кругового обзора, электроприводом багажной двери, а также несколькими электронными ассистентами в круиз-контроле типа удержания полосы и прочими сомнительными «услугами» для слепых водителей.


Будут ли покупать EX5 EM-i?
Вопрос на самом деле непростой. По личному мнению автора, который может и ошибаться в премудростях китайской маркетологии, машина с таким названием обречена на провал. Произнести на русском, как называется твоя чудо-колесница, не сможет ни один счастливый владелец!
Между тем в Китае этот же автомобиль имеет имя собственное — Galaxy Starship 7. По-русски это «Галактический звездолет 7». Представляете, какой размах амбиций и фантазии?! Мало того что звездолет, так еще и галактический и под счастливым номером 7! С таким именем в булочную не поедешь…
Однако есть и большие плюшки для желающих полетать между домом в галактике Нижних Мневников и работой в галактике Тверской улицы. В отличие от люксовых китайских гибридов ценой от шести до десяти миллионов рублей, новичок от «Джили» стоит от 3 569 990 рублей без учета скидок. И гибридный кроссовер оказался на 530 тысяч рублей дешевле электрического EX5, цены на который начинаются от 4 099 990 рублей.
С одной стороны, этот уровень цен укладывается в параметры среднеразмерных китайских кроссоверов. С другой, пытливый покупатель может задаться вопросом: а чего так дорого, когда в России не первый год продают изделия «Донгфенга» под видом собранных в Липецке машин марки EVOLUTE?
В линейке у отечественного производителя гибридов и «электричек» есть прямой аналог новичка от «Джили» — модель i‑SPACE. Благодаря госдотациям машина стоит на миллион рублей (!) дешевле.

Еще один повод для сомнений дает статистика продаж гибридов в РФ — в октябре у них был взрывной рост. Напуганные новым утильсбором с 1 декабря желающие купить гибриды бросились в автосалоны и объятия серых дилеров. Результат октября на 62% выше сентябрьского и на 54% превышает показатель за тот же месяц прошлого года.
На первом месте, по данным Автостата, в октябре оказался бренд Voyah: дилеры реализовали 1572 экземпляра. Эти машины, кстати, тоже собирают в Липецке. На вторую строчку опустился прежний лидер, марка Lixiang, октябрьский результат которой — 1437 проданных гибридов. В топ-5 также вошли марки Exeed/Exlantix (613 штук), Geely (471 штука) и Aito (412 штук).
Таким образом, те, кто мечтал именно о гибриде, уже нашли свое счастье. А когда появятся новые желающие, никто не знает.
Впрочем, появление на авторынке новых машин, даже галактических звездолетов, всегда радость. Пусть их будет больше, хороших и разных.